+7 (499) 350-59-54

Транспортный сектор и рецессия

Сейчас обсуждается много сценариев дальнейшего развития событий на рынке акций и в экономике. Уместно рассмотреть и возможный сценарий поведения рынка акций, если ФРС будет длительно удерживать ставку на повышенном уровне. Такой сценарий наблюдался с 1995 года в течение последующих пяти лет во времена длительного удерживания ставки в коридоре значений от 5% до 6%. Далее последовал кризис доткомов длившийся с 2000 года. Такой сценарий вполне допустим в контексте длительного сохранения инфляции в режиме сильной экономики и рынка труда. Тогда рецессия отодвинется на несколько лет. Однако есть и другой вариант развития событий, в рамках которого рецессия может наступить в 2024 году.

В марте 2000 года рынок акций достиг максимума, который не был превзойден в течение 11 лет, а после индекс S&P 500 упал на 50% в течение следующих нескольких лет. За несколько месяцев до этого пика инвесторы получили важный предупреждающий сигнал об ослаблении экономики США от транспортного сектора, который значительно снизился задолго до достижения фондовым рынком своего пика.

Похожая ситуация произошла в январе 1973 года, когда фондовый рынок достиг пика, который был превзойден только через 10 лет, а индекс S&P 500 упал на 50% с этого пика. За несколько месяцев до января 1973 года транспортный сектор снова подал предупреждающий сигнал.

Сегодня история повторяется: фондовый рынок достиг новых максимумов, но транспортный сектор подает тот же предупреждающий сигнал, который мы видели в 2000 и 1973 годах. Это происходит в тот момент, когда инвесторы перестали рассматривать рецессию как возможный сценарий в 2024 году.

Прогнозы о рецессии достигли пика в конце 2022 года, когда большинство аналитиков ожидали рецессию в течение следующего года. Эти прогнозы оказались ложными, и сегодня те же аналитики говорят, что вероятность рецессии значительно ниже.

Однако акции транспортных компаний не согласны с этим, так как они являются опережающим индикатором экономики. Когда экономика начинает замедляться, люди тратят меньше денег на товары, и компании, ответственные за транспортировку этих товаров, страдают первыми. Сегодня транспортный сектор отстает от S&P 500 на 15% с начала 2024 года, что может быть сигналом о приближающейся рецессии.

Эти сигналы из транспортного сектора не новы. В 1989 году акции транспортного сектора сильно упали перед пиком фондового рынка и затем упали примерно на 20% во время рецессии 1990 года. Это явление называется Теорией Доу, которая предполагает, что, когда рынок акций достигает новых исторических максимумов, но транспортный сектор не достигает новых рекордных отметок, фондовый рынок, скорее всего, развернется. Это произошло в 1990 году и может повториться сегодня.

Теория Доу не указывает точное время наступления рецессии, она лишь сигнализирует об ослаблении экономики. В 1970, 1990 и 2000 годах такие расхождения длились в среднем около 280 дней.

Текущая дивергенция началась в декабре 2023 года, то есть около 160 дней назад. Если следовать предыдущим примерам, это расхождение может продлиться до сентября этого года.

Кроме транспортного сектора, другие компании, чувствительные к потребительским расходам, также снижаются в 2024 году.

Во время настоящего экономического подъема, как в 2009 и 2021 годах, когда экономика выходила из рецессии, акции потребительских товаров обычно опережают остальной рынок, так как потребитель в эти периоды силен.

Недостаточная производительность акций, чувствительных к потреблению, наблюдалась перед обеими рецессиями, поскольку инвесторы чувствовали, что потребители снова становятся слабее.

Это определенно то, что мы видим сегодня в 2024 году.

Заключение

S&P 500 находится сейчас в сильной технической позиции, поэтому мы хотим находиться дольше на рынке акций, но не хотим быть подвержены влиянию тех областей экономики, которые слишком чувствительны к бизнес-циклу, таких как транспорт или акции потребительских компаний.

С 10 мая 2024 стратегия AVC Blue в соответствии с положительным сигналом соотношения PUT/CALL вернулась вновь на рынок акций. В соответствии с рекомендациями по выбору ETF мы приобрели в мае инфляционные активы (из группы драгоценных металлов и MLP), отражающие настроение инвесторов хеджировать риски.

Летние месяцы 2024 года в соответствии с историческими тенденциями имеют положительную динамику для роста на рынке акций.

Мы готовы своевременно принять меры при появлении сигналов на продажу для соотношения сигналов PUT/CALL. Вероятность коррекций вполне допустима в ближайшие месяцы.

Мы не знаем, какой сценарий реализуется на фондовом рынке в ближайшие годы. Однако уроки истории дают нам понимание о происходящих здесь процессах. Сейчас важно следить за слабостью потребителя, состоянием рынка труда, повышенной инфляцией, отставанием транспортного сектора от индекса S&P 500. По состоянию на 05.06.2024 разница доходности между S&P 500 и транспортным индексом составила около 21%, что отражает снижение экономического роста и может создать серьезные предпосылки для рецессии в 2024. В конечном итоге, разрешение ситуации зависит от действий ФРС.

Прокрутить вверх